Методические материалы
Эпоха Ивана III и Московский Кремль
Иван III – один из самых могущественных правителей Российского государства. По сути, он и стал его создателем, соединив владения Москвы, Новгорода и Твери в единое целое и сумев избавиться от ордынского владычества. Он первым среди московских правителей стал именоваться «государем всея Руси». Сорок три года его правления – один из самых важных этапов в создании государства, которое мы сегодня называем Россией и в строительстве центра ее столицы – Московского Кремля. Данные методические материалы посвящены эпохе правления великого князя великого князя Ивана III (1462 – 1505), которая нашла отражение во многих памятниках Московского Кремля.
Раздел 2. Династические браки и наследование престола
2.1. Софья Палеолог
2.2. Венчание на великое княжение Дмитрия-внука
Раздел 3. Новая резиденция государя всея Руси
3.1. Аристотель Фиораванти
3.3. Грановитая палата
3.2. Успенский собор
4.2. Отношения Русского государства и стран Востока
3.5. Кремлевская крепость
3.4. Колокольня «Иван Великий»
4.1. Русь и страны Европы
Раздел 4. Международные связи русского государства
Раздел 1. Великий князь Иван III
Великий князь Иван III. Европейская гравюра, 1575 г.
Великого князя Ивана Васильевича, который впервые в русской истории стал носить титул «государя всея Руси», по праву можно назвать создателем единого Российского государства. Будущий правитель родился в семье великого князя Василия II Васильевича и великой княгини Марии Ярославны в 1440 г. Это было очень нелегкое время. Его отец вел напряженную борьбу за великое княжение со своими двоюродными братьями, которые претендовали на московский престол. Междоусобная война была столь ожесточенной, что в ходе ее Василий II попал в плен и был ослеплен, после чего получил прозвище Василий Темный. Иван, которому было тогда всего семь лет, был отправлен в ссылку вместе с отцом. Однако затем Василию Темному удалось победить своих противников и снова вернуться к власти. Двенадцатилетний княжич Иван был помолвлен с тверской княжной Марией Борисовной и стал соправителем своего слепого отца, принимая участие в государственных делах. Тяжелые испытания юных лет сделали его характер твердым и даже жестким. В 1462 году после смерти отца Иван Васильевич стал править самостоятельно.

В его правление Россия установила тесные связи со странами Западной Европы, в Москву стали все чаще наведываться иностранные послы. Великий князь пригласил итальянских архитекторов, которые приступили к возведению в Кремле новых соборов, дворцов, стен и башен.

В 1467 году умерла жена Ивана III великая княгиня Мария Борисовна, оставив государю наследника – Ивана Ивановича. В 1472 году Иван III вступил во второй брак, очень выгодный с династической точки зрения. Женой великого князя стала племянница последнего византийского императора Софья Палеолог.

Иван III успешно боролся за независимость своего государства: в 1480 году был отражен поход князя Ахмата, что означало падение ордынского ига. За год до этого произошло другое важное событие – к Москве были присоединены владения Великого Новгорода. Именно с этого момента историки обычно отсчитывают начало единого Российского государства. В 1485 году Москва одержала победу над своим старым врагом – Тверским княжеством. В противостоянии с Новгородом и Тверью, а также в борьбе против движений внутри русской церкви великий князь проявил себя как безжалостный политик. Его жесткость проявлялась даже во взаимоотношениях внутри княжеской семьи. В конце 1490-х годов назрел конфликт между возможными наследниками Ивана III внуком от первого брака Дмитрием Ивановичем и Василием, сыном Софьи Палеолог. В 1498 году Дмитрий Иванович был торжественно венчан на великое княжение как соправитель деда, однако уже в 1502 году Иван Васильевич изменил свое решение и объявил наследником Василия. Дмитрий Иванович был заключен в тюрьму, из которой он уже не вышел. Великий князь Иван III умер в 1505 году после более чем сорокалетнего правления, его наследником стал сын Василий III Иванович.
Вопросы и задания
  • 1
    Перед вами первое изображение русского правителя, выполненное западноевропейским художником. Как вы думаете, позировал ли князь художнику или рисунок был выполнен по описанию послов, посетивших Россию?
  • 2
    На какие детали облика государя и символы его власти обращает внимание автор гравюры?
  • 3
    Какой титул первым среди русских правителей стал носить Иван III? Как ты думаешь, что он означал?
Раздел 2. Династические браки и наследование престола
2.1. Софья Палеолог
Софья Палеолог. Реконструкция С.А. Никитина, 1994 г. Музеи Московского Кремля
Софья Палеолог, вторая жена великого князя Ивана III, была племянницей последнего византийского императора Константина. Ее отец Фома был деспотом (правителем) Мореи – страны, которая располагалась на территории современной Греции. Видимо, Софья родилась и воспитывалась в столице Мореи – Мистре. После гибели Византии под ударами турок в 1453 г. Морее удалось сохранить независимость еще на семь лет. В 1460 г. турки захватили и Мистру, Фоме Палеологу и его семье пришлось бежать на остров Корфу, а оттуда в Рим. Их покровителем стал сам Папа Римский. Именно ему принадлежала мысль отправить послов в далекую Москву, чтобы известить овдовевшего великого князя Ивана III о том, что в Риме живет племянница византийского императора. Устраивая этот брак, Папа надеялся на то, что Софья в знак благодарности поможет расширить влияние католической веры на Руси. Однако он ошибся в своих расчетах.

Летом 1472 года Софья со своей свитой выехала из Рима. Проехав через Болонью и Венецию, она направилась в Германию. Миновав Нюрнберг и Любек, она морем отправилась в Ревель (Таллинн), а оттуда в Псков. В Новгороде и Твери будущую государыню встречали с великим почтением.

Осенью 1472 года Софья приехала в Москву и стала женой великого князя. В 1479 г. у великокняжеской четы родился долгожданный сын Василий. Когда сын подрос, Софья стала бороться за то, чтобы он унаследовал престол отца, ведь у Ивана III был еще один наследник – внук Дмитрий. Софье и ее сторонникам в конце концов удалось одержать верх - в 1502 году ее сын Василий был провозглашен соправителем отца вместо попавшего в опалу Дмитрия. Однако увидеть сына единственным правителем государства Софья не успела – она умерла в 1503 году, на два года раньше своего мужа Ивана III.

Вопросы и задания
  • 1
    Посмотри на реконструкцию облика Софьи Палеолог. Охарактеризуй ее.
  • 2
    Отметь на карте путь, которым Софья добиралась в Москву. Почему она не воспользовалась более удобным морским путем через Черное море, а затем по Дону? Какое государство могло препятствовать проезду?
  • 3
    Почему Папа Римский выступил с инициативой заключения брака между великим князем Иваном III и Софьей Палеолог?
  • 4
    Историки считают, что Софья Палеолог активно способствовала приезду в Москву архитекторов и других мастеров из Италии. Почему она убеждала великого князя приглашать итальянских мастеров?
2.2. Венчание на великое княжение Дмитрия-внука
Шапка Мономаха. Золотая Орда (?), первая половина XIV в. (?); крест - Москва, XVII в. (?); касты камней на тулье - Москва, XVII в.
Старший сын великого князя Ивана III от первого брака с Марией Борисовной – Иван Иванович – был женат на дочери валашского (молдавского) господаря Стефана. Великий князь Иван III был рад заключить с ним династический союз. В Москве Елену Стефановну называли Еленой Волошанкой. В 1483 году у них родился сын Дмитрий, первый внук великого князя. В 1490 году наследник Ивана III Иван Иванович неожиданно умер в возрасте всего тридцати двух лет. Великий князь стал размышлять о том, кого же ему объявить наследником – внука или сына от второго брака. В борьбу активно включились матери двух претендентов – невестка Ивана III Елена Волошанка и его вторая жена Софья Палеолог.

Сначала великий князь поддержал внука Дмитрия. Когда Дмитрию исполнилось четырнадцать лет, Иван III решил назначить его своим официальным соправителем. Впервые в истории России была придумана особая церемония – венчание на великое княжение. Торжество состоялось в Успенском соборе Кремля в 1498 году. Великий князь собственноручно возложил на Дмитрия знаки власти – оплечья-бармы и золотой венец (вероятнее всего, знаменитую Шапку Мономаха). После этого имя Дмитрия Ивановича стали писать в документах с тем же титулом, что и имя его деда Ивана Васильевича.

Однако всего через три года отношения между дедом и внуком испортились. Одни историки видят в этом результат борьбы политических группировок, другие обращают внимание на слова летописи о том, что Дмитрий в чем-то «согрубил» своему деду. Видимо, неопытный в политике юноша переоценил свой титул и решил, что уже при жизни деда он имеет право на самостоятельную роль. Софья Палеолог и ее сын Василий не упустили случая привлечь великого князя на свою сторону. В 1502 году решение великого князя было принято окончательно: Елена Волошанка вместе с сыном Дмитрием отправилась под арест. Наследником стал сын Софьи Палеолог Василий Иванович.

В 1505 году тяжело больной Иван III решил освободить своего внука и его мать, но не успел этого сделать. После смерти своего отца Василий III так и не выпустил из заключения своих бывших противников. Елена Стефановна умерла в заточении в 1505 году, а ее сын Дмитрий через четыре года.
Вопросы и задания
  • 1
    Какой титул получил Дмитрий Иванович как соправитель своего деда?
  • 2
    Какие принципы престолонаследия существовали в то время? Почему Иван III выбирал наследника между внуком и сыном от второго брака?
  • 3
    Какими причинами можно объяснить то, что Иван Васильевич все-таки сделал наследником сына Василия, а не внука Дмитрия?
  • 4
    Почему Василий III не выпустил из заключения Дмитрия Ивановича и его мать Елену Волошанку?
  • 5
    Глядя на иллюстрацию, опиши Шапку Мономаха.
Раздел 3. Новая резиденция государя всея Руси
3.1. Монеты Аристотеля Фиораванти
Великий князь Иван III нуждался в хороших мастерах: архитекторах, литейщиках, златокузнецах. По его требованию русский посол Семен Толбузин пригласил для работы в Кремле талантливого итальянского инженера и архитектора Аристотеля Фиораванти (ок.1415 – ок.1486). Фамилия мастера – Fioravanti – состоит из двух итальянских слов: fiore – цветок и vento – ветер, что можно перевести, как «цветок на ветру» или «цветок, гонимый ветром». Родился Фиораванти в городе Болонья в семье потомственных архитекторов. Он работал в Милане, Павии, Венеции, Болонье, служил при дворе венгерского короля Матяша Корвина. Аристотель строил дворцы, каналы, мосты, шлюзы, изготавливал колокола, конструировал механизмы для выпрямления и передвижения башен. Он был великолепным инженером: современников удивляли необычные приспособления, которые он придумывал для разборки старых зданий или для поднятия тяжестей. Фиораванти принял приглашение Ивана III и приехал в далекую Москву в 1475 году для строительства самого главного храма – Успенского собора. В Москве Аристотель не только строил церкви; он отливал пушки и чеканил монеты с именем и титулом Ивана III.

После завершения строительства Успенского собора в 1479 году Иван III поручил Аристотелю Фиораванти организовать в Москве отливку пушек. Огнестрельное оружие было в то время большой редкостью, поэтому мастера-пушечники чрезвычайно ценились. Итальянский мастер организовал недалеко от Кремля пушечный двор. С тех пор великокняжеское войско было оснащено дальнобойными пушками. В 1480 году во время «стояния на реке Угре» войско Ивана III использовало против хана Ахмата легкую полевую артиллерию. А сам Фиораванти участвовал в походах государя как военный инженер.
Вопросы и задания
  • 1
    В Музеях Московского Кремля хранится монета конца XV века, на ней изображен скачущий всадник, а под ним – цветок из пяти лепестков. Почему историки считают, что эту монету изготовил Аристотель Фиораванти?
  • 2
    Какой титул приказал чеканить на монетах Иван III?
  • 3
    Почему для Ивана III было так важно наладить монетное производство в Москве?
  • 4
    Зачем великому князю были необходимы пушки?
3.2. Успенский собор
Успенский собор во Владимире
Успенский собор в Московском Кремле
Грандиозная перестройка Московского Кремля, как роскошной, европейского уровня, резиденции великого князя началась со строительства нового величественного Успенского собора. Великий князь Иван III поручил итальянскому архитектору Аристотелю Фиораванти построить главный собор Кремля. Князь пожелал, чтобы собор походил на главный храм древней столицы – Владимира, - возведенный в XII веке.

Аристотель посетил Владимир. Его поразила красота древнего Успенского собора. Он даже решил, что такую великолепную постройку могли возвести только итальянские мастера. В кремлевском Успенском соборе итальянский архитектор повторил основные черты древнего владимирского храма: пятиглавие, высокие барабаны, позакомарное покрытие, узкие окна-бойницы, арктурно-колончатый пояс. Однако он внес и некоторые изменения. Итальянец применил не только традиционный белый камень, но и другой материал – кирпич, соорудив из него своды и барабаны храма. Фиораванти основал в Москве производство кирпича, который отличался большими размерами, прочностью и дешевизной. Из этого кирпича позже были построены новые крепостные стены и башни Кремля.

Успенский собор Кремля Аристотель выстроил, руководствуясь законами гармонии и красоты в соответствии с традициями, характерными для итальянской архитектуры эпохи Ренессанса.
Словарь
Аркатỳрно-колóнчатый пояс – декоративный пояс из арок и колонок на фасаде храма.
Барабан – цилиндрическая венчающая часть здания, на которую опирается купол.
Купол – сферическое завершение здания.
Закомáра – арочное или килевидное завершение прясла стены здания.
Прясло – часть стены, ограниченная лопатками.
Лопатка – вертикальный плоский выступ на стене.
Вопросы и задания
  • 1
    Внимательно посмотрите на иллюстрации. В чем отличие московского Успенского собора от владимирского?
  • 2
    Как вы считаете, почему строительство новой резиденции великий князь Иван III начал не с возведение роскошного дворца, а с постройки храма?
  • 3
    Почему стены, башни и соборы Кремля при Иване III предпочли строить из кирпича, а не из белого камня?
  • 4
    Почему Аристотель Фиораванти решил, что Успенский собор во Владимире построили итальянские зодчие?
3.3. Грановитая палата
Грановитая палата. Деталь миниатюры XVII века.
Книга избрания на царство. Музеи Московского Кремля
Грановитая палата. 1487 – 1491 годы.
Архитекторы Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари
Грановитая палата была построена итальянскими архитекторами Марко Фрязиным и Пьетро Антонио Солари в 1491 году. Само слово «палата», скорее всего, произошло от итальянского слова «palazzo», что означает дворец. Это самое древнее дворцовое здание в Москве. Внутри палаты располагался огромный тронный зал, где великий князь мог принимать иностранных послов, давать пышные обеды, устраивать торжества в честь победоносных сражений.

Парадный восточный фасад тронного зала выходит на Соборную площадь. По замыслу итальянских архитекторов, главный фасад украшен белым камнем. Каждый камешек белого известняка мастера обтесали на четыре грани. В солнечный день известняк переливается, как драгоценный камень, благодаря игре света и тени на его гранях. Такой декор стен на Руси называли «аки чешуя», а в Италии – «бриллиантовым».

С юга к зданию палаты примыкает широкое парадное Красное крыльцо, в старину такое название означало «красивое».
Вопросы и задания
  • 1
    Внимательно рассмотри изображение Грановитой палаты на миниатюре и ее современный вид. Как изменился внешний облик здания? Укажите различия.
  • 2
    Почему палата носит название «Грановитая»?
3.4. Колокольня «Иван Великий»
Колокольня «Иван Великий», 1505 -1508 годы. Архитектор Бон Фрязин. С надстройкой 1600 года
Колокольня «Иван Великий». Западный фасад. 1505 – 1508 годы. Архитектор Бон Фрязин. Реконструкция. Чертеж Е. М. Орловой
В 1505 году итальянец Бон стал возводить высокую башню-колокольню на Соборной площади. В нижней части башни поместили церковь, посвященную памяти святого Иоанна Лествичника. Итальянский архитектор построил колокольню высотой в шестьдесят метров. Он соорудил на ней три яруса галерей для колоколов. В них звонили во время церковных служб, а также для того, чтобы возвестить о каком-либо важном событии. Это было самое высокое здание в Москве того времени.

Колокольня использовалась и как церковь, и как дозорная башня, с которой можно было заранее увидеть вспыхнувший пожар или приближающееся войско неприятеля и сразу дать сигнал об этом, ударив в колокола. В 1600 году ее надстроили уже русские мастера, и вся постройка стала еще выше на двадцать один метр. До конца XIX века в Москве не разрешалось строить башни выше кремлевской колокольни, прозванной «Иван Великий».
Вопросы и задания
  • 1
    Почему колокольня получила название «Иван Великий»?
  • 2
    Зачем нужна была дозорная башня?
  • 3
    Какую роль в старину играли колокола?
  • 4
    Какова современная высота колокольни «Иван Великий»?
3.5. Кремлевская крепость
Кремлевская крепость, построенная итальянскими архитекторами на рубеже XV – XVI веков, была одной из самых неприступных в Европе того времени. Со всех сторон ее окружала вода: с юга стены омывала Москва-река, с северо-запада протекала речка Неглинка, приток Москвы, а с востока со стороны Красной площади проходил глубокий ров с водой. В плане Кремль представляет собой неправильный треугольник, на углах которого возведены мощные круглые угловые башни. В Кремль ведут проездные башни с воротами. А через ров и Неглинку были перекинуты мосты, подходы к которым защищали мощные предмостные башни. Каждая башня – это отдельная крепость.

Главную проездную башню Кремля – Спасскую, которая выходит на Красную площадь, возвел архитектор Пьетро Антонио Солари (ок. 1445 – 1493) из итальянского города Милана. Он построил также Боровицкую, Никольскую, Константино-Еленинскую башни, и завершил строительство тронного зала дворца великого князя – Грановитой палаты. Иван III высоко ценил замечательного архитектора и всячески его жаловал. На Спасской башне Кремля (первоначально до 1658 г. называлась Фроловская) были помещены две памятные каменные доски с надписями по-латыни и по-русски, где было указано, что башню-стрельницу возвел по приказу великого князя Ивана Васильевича архитектор Петр из Милана:
«в лето 6999 (1491) иулиа Божиею милостию сделана быст сиа стрелница повелениемь Иоанна Васильевича гдра и самодръжца всея Руси. И ВЕЛИКОГО КНЗЯ ВОЛОДИМЕРЬСКОГО. И МОСКОВСКОГО. И НОВОГОРОДСКОГО. И ПСКОВСКОГО. И ТВЕРЬСКОГО. И ПЕРМСКОГО. И БОЛГАРСКОГО. И ИНЫХ ВЪ 30 Е ЛЕТО ГДРЬСТВА ЕГО А ДЕЛАЛЪ ПЕТРЪ АНТОНИЕ ОТ ГРАДА МЕДИОЛАНА.
Вопросы и задания
  • 1
    Почему Кремль называли в старину островной крепостью?
  • 2
    Почему в старину башня называлась стрельницей?
  • 3
    Как ты думаешь, почему угловые башни круглой формы?
  • 4
    Зачем были нужны предмостные башни?
  • 5
    Найди на плане Кремля проездные, угловые и предмостные башни. Как они называются?
Раздел 4. Международные связи русского государства
4.1. Русь и страны Европы
Кубок "Петух" великого князя Ивана Васильевича Германия, конец XV века; серебро; чеканка, литьё, резьба
Во время правления Ивана III произошло очень важное событие – Русское государство вышло из международной изоляции, в которой оно оказалось после монголо-татарского нашествия. В XIII веке устоявшиеся международные связи со странами Европы были разорваны, многие торговые пути перестали использоваться. В XIV веке Московское княжество поддерживало отношения только с Ордой, другими русскими землями, а из соседних стран – с Великом княжеством Литовским. Со временем к ним добавилась Дания, а также Польша и немецкие государства. В правление Ивана III в Москву приезжали послы не только от ближайших соседей, но и из более отдаленных мест. Были установлены дипломатические связи с Венгрией и многими государствами Италии. Особенно важными были контакты со Священной Римской империей Германской нации, владения которой занимали земли современной Австрии и Германии. Именно глава Священной Римской империи был единственным государем Европы, который имел титул императора. Получение грамот от императора, который называл великого князя Ивана Васильевича равным себе правителем, сразу поднимало его престиж в глазах всех соседей.

По традиции того времени, каждое посольство везло не только дипломатические документы, но и богатые дары от своих государей. Чаще всего присылали дорогие ткани и ценное оружие, а также различные серебряные изделия. Среди них особенно ценились диковинные вещи причудливых форм или выполненные с использованием редких экзотических материалов. К таким предметам, выполненным в странах Западной Европы и привезенным в Москву в числе иноземных даров, относится и кубок в форме петуха.
Вопросы и задания
  • 1
    О чем свидетельствуют богатые дипломатические дары, присланные из Европы?
  • 2
    Почему в XIII веке были разорваны дипломатические связи Руси со странами Европы?
  • 3
    Почему выход из международной изоляции произошел именно в правление Ивана III?
  • 4
    Почему дипломатические контакты с императором Священной римской империи германской нации были важны для Ивана III?
  • 5
    Некоторые историки полагают, что первоначально для создания кубка-петуха была использована большая раковина тропического моллюска наутилуса. Как вы думаете для какой части тела петуха можно было использовать раковину? Почему эта раковина не сохранилась?
4.2. Отношения Русского государства и стран Востока
Поруч митрополита Ионы
Россия, XV в. (?), ткань - Иран
В XV столетии молодое Русское государство устанавливает тесные дипломатические и торговые связи не только с Италией и другими странами Западной Европы, но и со своими восточными соседями. На юге соседом России вместо Византийской империи стало могущественное турецкое государство – Османская империя (Турция). Сюда русские послы и купцы обычно попадали водным путем, спускаясь по Днепру или по Дону и переправляясь в Стамбул через Черное море.

Восточнее располагалась не менее могущественное государство – Персия (Иран), куда издавна вел известный торговый путь по Волге и Каспию. Хотя Персия и Османская империя враждовали между собой, с Москвой у них установились дружеские отношения, так как их правители стремились привлечь русских государей на свою сторону и дарили им шелковые ткани, богато украшенное оружие, изделия из золота и драгоценных камней. Поэтому в великокняжеской и царской казне в течение XV - XVII веков собралось множество предметов, выполненных в этих странах.

К числу самых частых даров турецких султанов и иранских шахов, а также покупок, совершенных через купцов, относились драгоценные ткани. И в Турции, и в Иране работали славившиеся своим мастерством ткачи, которые выполняли шелковые ткани, затканные золотой и серебряной нитью. Такие ткани стоили очень дорого, обладание одеждами из таких материй говорило о высоком статусе их владельца. В то же время в России до времен Петра I не удалось наладить выпуск свих драгоценных тканей, поэтому привозы из стран Востока были особенно важны. И сами государи, и их родственники, и высшие церковные иерархи носили парадные одеяния из ярких и красочных восточных тканей с крупным рисунком. Такие одежды выделяли их владельца из толпы, делая его заметным издалека.

Представленный здесь поруч выполнен из иранской шелковой ткани в XV веке. Он принадлежал митрополиту Ионе – первому независимому от Византии главе русской церкви, который был избран русскими епископами в Москве.
Словарь
Поручи – разновидность накладной манжеты, деталь одеяния священника.
Вопросы и задания
  • 1
    Какие страны Востока стали главными торговыми партнерами Русского государства?
  • 2
    Какие товары могли поступать в Россию из стран Востока?
  • 3
    Почему одежды представителей знати шили из ярких тканей с крупным рисунком?
  • 4
    Когда в России удалось наладить выпуск своих драгоценных тканей?
ФГБУК «Государственный историко-культурный
музей-заповедник «Московский Кремль»
103132 Россия, Москва, Кремль