Аристотель Фиораванти Архитектор (годы жизни ок 1415 — ок 1486)
1
Инженер - строитель из Болоньи, был первым из итальянских архитекторов приглашен в Москву в 1475 году. Иван III поручил ему строительство главного собора – Успенского собора.
2
Только в далекой Московии у него впервые появилась возможность создать свое архитектурное произведение от начала до конца. До этого долгие годы ему приходилось достраивать и перестраивать, даже передвигать здания.
3
Для того чтобы построить настоящий русский храм посетил древнюю столицу - город Владимир и ознакомится с древними церквями города, построенными в XII веке.
4
Основал в Москве фабрику для производства большемерного кирпича. Из этого кирпича потом строили и храмы, и крепостные стены, и дворцы.
5
Изумлял москвичей своими строительными механизмами, так он соорудил специальную подъемную машину необходимую для строительства большого собора.
6
Был мастером-универсалом: не только строил здания, но и чеканил монеты, наладил производство пушек в Москве. С их помощью победили ордынского царя Ахмата в 1480 г.
7
Сопровождал Ивана III в его походах и как военный инженер строил временные мосты через реки, где должно было переправиться княжеское войско.
8
За возведением собора итальянцем Аристотелем русские летописцы внимательно следили, они записывали все этапы строительства.
9
Впоследствии, когда в Москву приехало много новых итальянских мастеров, интерес к ним у летописцев пропал, и летописцы уже кратко упоминали, не вдаваясь в подробности, что такой-то храм строил некий итальянец, не упоминая даже имени архитектора.
10
Многие итальянские специалисты получали на Руси прозвище «фрязин», так как приехали из-за Фряжского моря. Так в старину называли Средиземное море.
Пьетро Антонио Солари Итальянский архитектор Московского Кремля (годы жизни 1450 – 1493)
1
Происходил из семьи известных миланских архитекторов и скульпторов. Его отец и дед возглавляли строительство знаменитого Миланского собора.
2
В Италии изготавливал статуи, строил церкви, помогал отцу в строительстве Миланского собора, главного городского госпиталя и монастыря Чертоза ди Павия.
3
Прибыл в Москву по приглашению великого князя Ивана III в составе большой группы европейских мастеров.
4
Возглавил строительные работы в Кремле в 1490 г., проработал всего три года до своей смерти.
5
За три строительных сезона возвел 4 главные проездные башни: Боровицкую, Константино-Еленинскую, Фроловскую (Спасскую) и Никольскую; заложил угловую Собакину (Арсенальную) башню; построил часть западных и восточных стен Кремля, увеличил его площадь; достроил Грановитую палату – парадный тронный зал великого князя.
6
Украсил Боровицкую башню тремя резными белокаменными гербами: на одном изображен скачущий всадник, на другом – лев с чудищем, на третьем – двуглавый орел. Они сохранились до сих пор.
7
Фасад Грановитой палаты отделал традиционными для Италии блоками граненного белого камня. Это дало название палате – Грановитая. В Италии такой вид декора получил название «бриллиантовый руст», в на Руси в народе - «аки чешуя».
8
Его называли «старейшим из мастеров» и «архитектоном».
9
Иван III был доволен работой зодчего. Над Фроловскими (Спасскими) воротами приказал поместить две каменные памятные доски на русском и латинском языках, где вместе упоминаются имена великого князя и архитектора, что говорило о высоком положении мастера.
10
В 1493 году умер в Москве от какой-то эпидемии.
Петрок Малый Фрязин Итальянский архитектор Московского Кремля (годы жизни неизвестны)
1
Последний итальянский зодчий, работавший в Московском Кремле.
2
Родился во Флоренции, много строил при папском дворе в Риме.
3
Приехал в Москву в 1528 г. Вероятно, римский папа Климент VII направил его в Москву по просьбе великого князя Василия III.
4
Его настоящее имя Пьетро Франческо ди Аннибале. В Москве его прозвали Петрок Малый, скорее всего, за невысокий рост. Фрязиными на Руси называли всех выходцев из Италии.
5
Прожил в Москве более 10 лет. Принял православие.
6
Построил много крепостей (Себеж, Пронск) и церквей во время правления Василия III и регенства его жены матери Ивана Грозного великой княгини Елены Глинской.
7
В Москве строил стены Китай-города, ему приписывают создание первого шатрового храма на Руси – церкви Вознесения в Коломенском.
8
В Кремле в 1532 году заложил рядом с колокольней Иван Великий церковь Воскресения, которая теперь известна как Успенская звонница. Его постройка не сохранилась, в XVII в. она была кардинально перестроена, а в 1812 году взорвана отступающими из Москвы войсками Наполеона.
9
После смерти великой княгини Елены Глинской в 1539 году пытался бежать на родину через Ливонию, но был пойман и допрошен.
10
Свой побег объяснил начавшейся смутой в стране после смерти Елены Глинской, отсутствием заказов и денег, а также страхом за свою жизнь. Удалось ли ему вернуться на родину - не известно.
Феофан Грек Иконописец (годы жизни ок. 1340 – ок. 1410)
1
Родился в столице Византии Константинополе. Большую часть населения Византии составляли греки, поэтому на Руси получил прозвище – «грек», то есть византиец.
2
Свои первые работы создал еще в Константинополе, затем через город Кафа (совр. Феодосия в Крыму) приехал на Русь и в 1370-х годах поселился в Новгороде.
3
Современники писали, что Феофан «преславный мудрец, философ зело искусный <…>, книги изограф (т.е. художник) опытный и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукой расписал более сорока различных церквей каменных в разных городах».
4
Из «сорока церквей», расписанных Феофаном Греком, сохранилась лишь одна – церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.
5
Ее росписи созданы в 1378 году по заказу знатного новгородского боярина Василия Даниловича Машкова и жителей Ильиной улицы.
6
Отличительная черта фресок – лаконичный колорит. Они написаны всего тремя цветами: фон – голубым, фигуры святых – оттенками охры***, а черты ликов и блики света – пробелами (белыми красками).
7
Лики (лица) святых на фресках суровы и отстраненны. Святые изображены в момент высшей духовной сосредоточенности, погруженности в молитву и, кажутся далекими от мира земного и простых людей.
8
Вероятно, потом работал в Нижнем Новгороде, Суздале, Городце. В 1390-х годах приехал в Москву. Расписал терем серпуховского князя Владимира Храброго (двоюродного брата Дмитрия Донского), стоявший на месте современной Грановитой палаты. Изобразил на стенах терема Московский Кремль с укреплениями.
9
Расписал три храма в Кремле: Архангельский, Благовещенский и Рождества Богородицы. Все фрески погибли во время перестроек кремлевских храмов и дворцов. В Кремле работал с Андреем Рублевым, который примерно на 20 лет младше Феофана Грека, византиец, вероятно, многому его научил.
10
Древнерусские иконописцы не подписывали свои работы. Мы можем предполагать, какие иконы он создал. Ему приписывают икону Богоматери Донской (сегодня в Государственной Третьяковской Галерея), а также иконы из Благовещенского собора Московского Кремля.
***Охра – естественная минеральная краска, образуется от смешения глины и железа. От количества железа зависит и цвет краски. Она может быть от светло-желтого до коричнево-желтого, «ржавого» оттенка.
Андрей Рублев Иконописец (годы жизни 1360? - 1430?)
1
О древних мастерах иконного письма сохранилось очень мало сведений. Мы не знаем, в каком году родился Андрей Рублев, кто были его родители, когда он постригся в монахи.
2
Был монахом. Андрей - его монашеское имя. При пострижении в монахи человек получал новое имя, обычно оно начиналось на ту же букву, что и прежнее светское имя. Светского имени Андрея Рублева мы не знаем, но можно предположить, что его звали или Александр, или Алексей, или Афанасий.
3
«Рублев» - прозвище, которое он получил еще до жизни в монастыре. Возможно, происходил из семьи ремесленников, которые изготавливали деревянные инструменты. Рубель – это деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья или накатки кож.
4
Об иконописцах русские летописцы писали кратко и мало, имя Андрея Рублева упоминается всего два раза.
5
Известность пришла через много лет. Его прославили иконы, которыми он украсил церковь Троице-Сергиева монастыря, основанную еще святым Сергием Радонежским.
6
Самая известная икона Андрея Рублева - это «Троица». Которую ему заказали написать в память о святом Сергии Радонежском.
7
Святые на иконах Рублева имеют мягкие, тонкие черты лица. Он предпочитает нежные и светлые цветовые сочетания.
8
Жил в монастыре, писал иконы вместе со своим наставником и другом Даниилом Черным. Оба иконописца работали над росписью Успенского собора во Владимире в 1408 году. Ангелы на фресках во Владимире напоминают ангелов из известной иконы Рублева «Троица».
9
В 1405 г. вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца писал иконы и расписывал стены Благовещенского собора Московского Кремля. Позднее этот храм был разобран, так что древние росписи не сохранились, а иконы письма Андрея Рублева и Феофана Грека сгорели в страшном пожаре 1547 г.
10
Через сто лет после его смерти руководство русской церкви объявило, что все художники-иконописцы должны за образец брать иконы письма Андрея Рублева.
Дионисий Иконописец ( ок. 1440 – 1503/1508 )
1
О древних мастерах иконного письма сохранилось очень мало сведений. Мы не знаем, в каком году родился Андрей Рублев, кто были его родители, когда он постригся в монахи.
2
Был монахом. Андрей - его монашеское имя. При пострижении в монахи человек получал новое имя, обычно оно начиналось на ту же букву, что и прежнее светское имя. Светского имени Андрея Рублева мы не знаем, но можно предположить, что его звали или Александр, или Алексей, или Афанасий.
3
«Рублев» - прозвище, которое он получил еще до жизни в монастыре. Возможно, происходил из семьи ремесленников, которые изготавливали деревянные инструменты. Рубель – это деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья или накатки кож.
4
Об иконописцах русские летописцы писали кратко и мало, имя Андрея Рублева упоминается всего два раза.
5
Известность пришла через много лет. Его прославили иконы, которыми он украсил церковь Троице-Сергиева монастыря, основанную еще святым Сергием Радонежским.
6
Самая известная икона Андрея Рублева - это «Троица». Которую ему заказали написать в память о святом Сергии Радонежском.
7
Святые на иконах Рублева имеют мягкие, тонкие черты лица. Он предпочитает нежные и светлые цветовые сочетания.
8
Жил в монастыре, писал иконы вместе со своим наставником и другом Даниилом Черным. Оба иконописца работали над росписью Успенского собора во Владимире в 1408 году. Ангелы на фресках во Владимире напоминают ангелов из известной иконы Рублева «Троица».
9
В 1405 г. вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца писал иконы и расписывал стены Благовещенского собора Московского Кремля. Позднее этот храм был разобран, так что древние росписи не сохранились, а иконы письма Андрея Рублева и Феофана Грека сгорели в страшном пожаре 1547 г.
10
Через сто лет после его смерти руководство русской церкви объявило, что все художники-иконописцы должны за образец брать иконы письма Андрея Рублева.