Иконописцы и зодчие
Аристотель Фиораванти
Архитектор
(годы жизни ок 1415 — ок 1486)
  • 1
    Инженер - строитель из Болоньи, был первым из итальянских архитекторов приглашен в Москву в 1475 году. Иван III поручил ему строительство главного собора – Успенского собора.
  • 2
    Только в далекой Московии у него впервые появилась возможность создать свое архитектурное произведение от начала до конца. До этого долгие годы ему приходилось достраивать и перестраивать, даже передвигать здания.
  • 3
    Для того чтобы построить настоящий русский храм посетил древнюю столицу - город Владимир и ознакомится с древними церквями города, построенными в XII веке.
  • 4
    Основал в Москве фабрику для производства большемерного кирпича. Из этого кирпича потом строили и храмы, и крепостные стены, и дворцы.
  • 5
    Изумлял москвичей своими строительными механизмами, так он соорудил специальную подъемную машину необходимую для строительства большого собора.
  • 6
    Был мастером-универсалом: не только строил здания, но и чеканил монеты, наладил производство пушек в Москве. С их помощью победили ордынского царя Ахмата в 1480 г.
  • 7
    Сопровождал Ивана III в его походах и как военный инженер строил временные мосты через реки, где должно было переправиться княжеское войско.
  • 8
    За возведением собора итальянцем Аристотелем русские летописцы внимательно следили, они записывали все этапы строительства.
  • 9
    Впоследствии, когда в Москву приехало много новых итальянских мастеров, интерес к ним у летописцев пропал, и летописцы уже кратко упоминали, не вдаваясь в подробности, что такой-то храм строил некий итальянец, не упоминая даже имени архитектора.
  • 10
    Многие итальянские специалисты получали на Руси прозвище «фрязин», так как приехали из-за Фряжского моря. Так в старину называли Средиземное море.
Пьетро Антонио Солари
Итальянский архитектор Московского Кремля
(годы жизни 1450 – 1493)
  • 1
    Происходил из семьи известных миланских архитекторов и скульпторов. Его отец и дед возглавляли строительство знаменитого Миланского собора.
  • 2
    В Италии изготавливал статуи, строил церкви, помогал отцу в строительстве Миланского собора, главного городского госпиталя и монастыря Чертоза ди Павия.
  • 3
    Прибыл в Москву по приглашению великого князя Ивана III в составе большой группы европейских мастеров.
  • 4
    Возглавил строительные работы в Кремле в 1490 г., проработал всего три года до своей смерти.
  • 5
    За три строительных сезона возвел 4 главные проездные башни: Боровицкую, Константино-Еленинскую, Фроловскую (Спасскую) и Никольскую; заложил угловую Собакину (Арсенальную) башню; построил часть западных и восточных стен Кремля, увеличил его площадь; достроил Грановитую палату – парадный тронный зал великого князя.
  • 6
    Украсил Боровицкую башню тремя резными белокаменными гербами: на одном изображен скачущий всадник, на другом – лев с чудищем, на третьем – двуглавый орел. Они сохранились до сих пор.
  • 7
    Фасад Грановитой палаты отделал традиционными для Италии блоками граненного белого камня. Это дало название палате – Грановитая. В Италии такой вид декора получил название «бриллиантовый руст», в на Руси в народе - «аки чешуя».
  • 8
    Его называли «старейшим из мастеров» и «архитектоном».
  • 9
    Иван III был доволен работой зодчего. Над Фроловскими (Спасскими) воротами приказал поместить две каменные памятные доски на русском и латинском языках, где вместе упоминаются имена великого князя и архитектора, что говорило о высоком положении мастера.
  • 10
    В 1493 году умер в Москве от какой-то эпидемии.
Петрок Малый Фрязин
Итальянский архитектор Московского Кремля
(годы жизни неизвестны)
  • 1
    Последний итальянский зодчий, работавший в Московском Кремле.
  • 2
    Родился во Флоренции, много строил при папском дворе в Риме.
  • 3
    Приехал в Москву в 1528 г. Вероятно, римский папа Климент VII направил его в Москву по просьбе великого князя Василия III.
  • 4
    Его настоящее имя Пьетро Франческо ди Аннибале. В Москве его прозвали Петрок Малый, скорее всего, за невысокий рост. Фрязиными на Руси называли всех выходцев из Италии.
  • 5
    Прожил в Москве более 10 лет. Принял православие.
  • 6
    Построил много крепостей (Себеж, Пронск) и церквей во время правления Василия III и регенства его жены матери Ивана Грозного великой княгини Елены Глинской.
  • 7
    В Москве строил стены Китай-города, ему приписывают создание первого шатрового храма на Руси – церкви Вознесения в Коломенском.
  • 8
    В Кремле в 1532 году заложил рядом с колокольней Иван Великий церковь Воскресения, которая теперь известна как Успенская звонница. Его постройка не сохранилась, в XVII в. она была кардинально перестроена, а в 1812 году взорвана отступающими из Москвы войсками Наполеона.
  • 9
    После смерти великой княгини Елены Глинской в 1539 году пытался бежать на родину через Ливонию, но был пойман и допрошен.
  • 10
    Свой побег объяснил начавшейся смутой в стране после смерти Елены Глинской, отсутствием заказов и денег, а также страхом за свою жизнь. Удалось ли ему вернуться на родину - не известно.
Феофан Грек
Иконописец
(годы жизни ок. 1340 – ок. 1410)
  • 1
    Родился в столице Византии Константинополе. Большую часть населения Византии составляли греки, поэтому на Руси получил прозвище – «грек», то есть византиец.
  • 2
    Свои первые работы создал еще в Константинополе, затем через город Кафа (совр. Феодосия в Крыму) приехал на Русь и в 1370-х годах поселился в Новгороде.
  • 3
    Современники писали, что Феофан «преславный мудрец, философ зело искусный <…>, книги изограф (т.е. художник) опытный и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукой расписал более сорока различных церквей каменных в разных городах».
  • 4
    Из «сорока церквей», расписанных Феофаном Греком, сохранилась лишь одна – церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.
  • 5
    Ее росписи созданы в 1378 году по заказу знатного новгородского боярина Василия Даниловича Машкова и жителей Ильиной улицы.
  • 6
    Отличительная черта фресок – лаконичный колорит. Они написаны всего тремя цветами: фон – голубым, фигуры святых – оттенками охры***, а черты ликов и блики света – пробелами (белыми красками).
  • 7
    Лики (лица) святых на фресках суровы и отстраненны. Святые изображены в момент высшей духовной сосредоточенности, погруженности в молитву и, кажутся далекими от мира земного и простых людей.
  • 8
    Вероятно, потом работал в Нижнем Новгороде, Суздале, Городце. В 1390-х годах приехал в Москву. Расписал терем серпуховского князя Владимира Храброго (двоюродного брата Дмитрия Донского), стоявший на месте современной Грановитой палаты. Изобразил на стенах терема Московский Кремль с укреплениями.
  • 9
    Расписал три храма в Кремле: Архангельский, Благовещенский и Рождества Богородицы. Все фрески погибли во время перестроек кремлевских храмов и дворцов. В Кремле работал с Андреем Рублевым, который примерно на 20 лет младше Феофана Грека, византиец, вероятно, многому его научил.
  • 10
    Древнерусские иконописцы не подписывали свои работы. Мы можем предполагать, какие иконы он создал. Ему приписывают икону Богоматери Донской (сегодня в Государственной Третьяковской Галерея), а также иконы из Благовещенского собора Московского Кремля.
*** Охра – естественная минеральная краска, образуется от смешения глины и железа. От количества железа зависит и цвет краски. Она может быть от светло-желтого до коричнево-желтого, «ржавого» оттенка.
Андрей Рублев
Иконописец
(годы жизни 1360? - 1430?)
  • 1
    О древних мастерах иконного письма сохранилось очень мало сведений. Мы не знаем, в каком году родился Андрей Рублев, кто были его родители, когда он постригся в монахи.
  • 2
    Был монахом. Андрей - его монашеское имя. При пострижении в монахи человек получал новое имя, обычно оно начиналось на ту же букву, что и прежнее светское имя. Светского имени Андрея Рублева мы не знаем, но можно предположить, что его звали или Александр, или Алексей, или Афанасий.
  • 3
    «Рублев» - прозвище, которое он получил еще до жизни в монастыре. Возможно, происходил из семьи ремесленников, которые изготавливали деревянные инструменты. Рубель – это деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья или накатки кож.
  • 4
    Об иконописцах русские летописцы писали кратко и мало, имя Андрея Рублева упоминается всего два раза.
  • 5
    Известность пришла через много лет. Его прославили иконы, которыми он украсил церковь Троице-Сергиева монастыря, основанную еще святым Сергием Радонежским.
  • 6
    Самая известная икона Андрея Рублева - это «Троица». Которую ему заказали написать в память о святом Сергии Радонежском.
  • 7
    Святые на иконах Рублева имеют мягкие, тонкие черты лица. Он предпочитает нежные и светлые цветовые сочетания.
  • 8
    Жил в монастыре, писал иконы вместе со своим наставником и другом Даниилом Черным. Оба иконописца работали над росписью Успенского собора во Владимире в 1408 году. Ангелы на фресках во Владимире напоминают ангелов из известной иконы Рублева «Троица».
  • 9
    В 1405 г. вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца писал иконы и расписывал стены Благовещенского собора Московского Кремля. Позднее этот храм был разобран, так что древние росписи не сохранились, а иконы письма Андрея Рублева и Феофана Грека сгорели в страшном пожаре 1547 г.
  • 10
    Через сто лет после его смерти руководство русской церкви объявило, что все художники-иконописцы должны за образец брать иконы письма Андрея Рублева.
Дионисий
Иконописец
( ок. 1440 – 1503/1508 )
  • 1
    О древних мастерах иконного письма сохранилось очень мало сведений. Мы не знаем, в каком году родился Андрей Рублев, кто были его родители, когда он постригся в монахи.
  • 2
    Был монахом. Андрей - его монашеское имя. При пострижении в монахи человек получал новое имя, обычно оно начиналось на ту же букву, что и прежнее светское имя. Светского имени Андрея Рублева мы не знаем, но можно предположить, что его звали или Александр, или Алексей, или Афанасий.
  • 3
    «Рублев» - прозвище, которое он получил еще до жизни в монастыре. Возможно, происходил из семьи ремесленников, которые изготавливали деревянные инструменты. Рубель – это деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья или накатки кож.
  • 4
    Об иконописцах русские летописцы писали кратко и мало, имя Андрея Рублева упоминается всего два раза.
  • 5
    Известность пришла через много лет. Его прославили иконы, которыми он украсил церковь Троице-Сергиева монастыря, основанную еще святым Сергием Радонежским.
  • 6
    Самая известная икона Андрея Рублева - это «Троица». Которую ему заказали написать в память о святом Сергии Радонежском.
  • 7
    Святые на иконах Рублева имеют мягкие, тонкие черты лица. Он предпочитает нежные и светлые цветовые сочетания.
  • 8
    Жил в монастыре, писал иконы вместе со своим наставником и другом Даниилом Черным. Оба иконописца работали над росписью Успенского собора во Владимире в 1408 году. Ангелы на фресках во Владимире напоминают ангелов из известной иконы Рублева «Троица».
  • 9
    В 1405 г. вместе с Феофаном Греком и Прохором с Городца писал иконы и расписывал стены Благовещенского собора Московского Кремля. Позднее этот храм был разобран, так что древние росписи не сохранились, а иконы письма Андрея Рублева и Феофана Грека сгорели в страшном пожаре 1547 г.
  • 10
    Через сто лет после его смерти руководство русской церкви объявило, что все художники-иконописцы должны за образец брать иконы письма Андрея Рублева.
ФГБУК «Государственный историко-культурный
музей-заповедник «Московский Кремль»
103132 Россия, Москва, Кремль