Предметы – свидетели эпохи
Шлем князя
Ярослава Всеволодовича
12 век
  • 1
    Шлем князя Ярослава Всеволодовича – древнейший предмет защитного доспеха в собрании Оружейной Палате. Он был создан в XII веке.
  • 2
    Этот шлем – одно из самых ярких напоминаний о междоусобной борьбе русских князей в период феодальной раздробленности (конец XI-XV века).
  • 3
    Шлем был случайно обнаружен в XIX веке крестьянкой на берегу реки Колокши недалеко от старинного русского города Юрьева-Польского.
  • 4
    На этом месте его в 1216 году состоялась Липецкая битва между сыновьями владимирского князя Всеволода Большое Гнездо. Исход битвы должен был решить, кто из братьев займет великокняжеский престол во Владимире.
  • 5
    В битве участвовал князь Ярослав Всеволодович. Он потерпел поражение и оставил поле боя, потеряв шлем, который сегодня хранится в Оружейной палате.
  • 6
    Князь Ярослав Всевлодович был отцом князя Александра Невского, вошедшего в русскую историю благодаря победе над рыцарями Тевтонского ордена во время Ледового побоища на Чудском озере в 1242 году.
  • 7
    Пролежав в земле шесть сотен лет, шлем сильно проржавел и сохранился лишь частично. Его фрагменты были собраны реставраторами и закреплены на деревянной основе, обтянутой тканью.
  • 8
    Лучше всего сохранились серебряные накладки с изображениями святых. На навершии шлема помещены изображения святых, среди которых суровые воины Святой Георгий и Святой Федор, покровитель князя Ярослава. Святые облачены в воинские плащи и держат в руках мечи и щиты.
  • 9
    На передней пластине, защищавшей нос воина, помещено величественное изображение Архангела Михаила в полный рост. Как предводитель ангельского воинства, архангел считался покровителем князей в их ратных подвигах.
  • 10
    Все эти изображения были первоначально покрыты позолотой, которая, к сожалению, со временем почти вся стерлась.
Рязанский клад
  • 1
    В июне 1822 года рязанский крестьянин Ефимов, распахивая землю, обнаружил старинные изделия из золота. Так были найдены 43 предмета из казны рязанского князя, получившие название «Рязанский клад».
  • 2
    Там, где крестьянин нашел клад, располагался город Старая Рязань. Земли рязанского князя первыми подверглись нашествию монголо-татар, и Старая Рязань в 1238 году после осады была разграблена и сожжена войском хана Батыя.
  • 3
    Во время осады слуги князя Юрия закопали в землю драгоценные украшения и символы княжеской власти. Таким образом, эти сокровища были спасены от разграбления армией Батыя и пролежали в земле почти 600 лет.
  • 4
    В состав клада входят святые образки с изображением Богоматери и Распятия, перстни, браслеты, височные кольца и колты, подвески-сионцы и бармы. Все драгоценные предметы исполнены на рубеже XII-XIII веков.
  • 5
    Бармы – драгоценное оплечье, которое служило знаком княжеской и царской власти. Состоит из цепи ажурных бус с крупными медальонами. Медальоны украшены драгоценными камнями. На трех центральных медальонах изображены Богоматерь, святые Ирина и Варвара.
  • 6
    Колты – драгоценные подвески, прикреплявшиеся к женскому головному убору. Они украшены изображениями святых Бориса и Глеба. Вес каждого колта - более 400 грамм. Они слишком тяжелы, чтобы носить их как украшение. Вероятно, они дополняли драгоценное убранство почитаемой иконы.
  • 7
    Все изображения святых выполнены в технике перегородчатой эмали, которая появилась на Руси благодаря художественным связям с Византией.
  • 8
    Перегородчатая эмаль – одна из самых сложных ювелирных техник. На плоскость украшения напаиваются тонкие перегородки из золотой проволоки. Для каждого цвета и оттенка эмали создается своя замкнутая ячейка. Получившиеся ячейки заполняются эмалью. Готовое украшение несколько раз обжигается в печи, эмаль плавится и прочно соединяется с металлом. Затем, украшение полируют до блеска, а золотые ниточки-перегородки остаются видны между разноцветными эмалями.
  • 9
    На бусинах и медальонах можно увидеть ажурные узоры из свитой золотой проволочки, напаянной на золотой фон изделия. Они выполнены в ювелирной технике скани.
  • 10
    Завитки скани дополнены маленькими золотыми капельками, похожими на крошечные зернышки, этот элемент ювелирного узора выполнен в старинной технике зерни.
Большой сион
  • 1
    В 1479 году был освящен главный храм Московского Кремля – Успенский собор. Великий князь Иван III заказал для него драгоценные предметы для церковной службы. Среди них был Большой Сион.
  • 2
    Создание Большого Сиона было завершено в 1486 году.
  • 3
    Большой Сион имеет форму храма с одним куполом. Он выполнен из серебра и покрыт позолотой.
  • 4
    Традиция создания таких церковных предметов в форме церковных построек существовала на Руси в Средние века. Сионы использовались во время богослужения в главных русских соборах: Успенском соборе во Владимире и соборе Святой Софии в Новгороде.
  • 5
    Большой Сион от них отличается своими гигантскими размерами: он почти 1 метр в высоту, его диаметр – 44 см. Вес Большого Сиона - 11,748 кг.
  • 6
    Во время церковной службы в нем переносили в главную часть храма - в алтарь - святые дары. Святые дары – это освященные хлеб и вино. В алтаре их приготовляли для причастия. Поэтому Большой Сион – это дароносный сосуд, от слова (святой) дар.
  • 7
    Этот серебряный «храм» полый (пустой) внутри, и его стены опираются на большую тарель. За серебряной фигурой апостола Петра с ключами в руках скрыта дверца Сиона. Открыв ее, можно было положить святые дары внутрь, на тарель.
  • 8
    Алтарь, куда переносили святые дары в этом сосуде, сравнивали с раем. А рай еще называли Иерусалимом Небесным или Сионом, в память о том городе, где творил чудеса и претерпел страдания на кресте Иисус Христос. То есть, «Сион» значит «рай» и Большой Сион – это символ рая.
  • 9
    При его создании златокузнецы использовали различные ювелирные техники: чеканку и резьбу по серебру, а технику черни. Она позволяла создавать по серебру графический рисунок с помощью черного порошка, включавшего серу.
  • 10
    В технике чеканки выполнены фигуры апостолов на Сионе. Ученые предполагают, что они были перенесены на Сион с более древнего ювелирного изделия, созданного в 12 веке в Германии. Суровые лица апостолов, монолитные и неподвижные фигуры – это все черты романского стиля, распространенного в Европе в раннем Средневековье.
Шапка Мономаха
  • 1
    Впервые Шапка Мономаха, под названием «золотая шапка» упоминается в документах великого князя Ивана Калиты в 30-годах XIV в.
  • 2
    Ученые предполагают, что Шапка Мономаха была создана мастерами из Золотой Орды на рубеже XIII–XIV вв.
  • 3
    Правитель Золотой Орды хан Узбек мог подарить ее московскому князю в то время, когда давал Ивану Калите ярлык на великое княжение.
  • 4
    С этого времени на протяжении почти двухсот лет «золотая шапка» упоминается во всех завещаниях московских князей. Она передается старшему сыну князя и перечисляется как одна из реликвий великокняжеского рода.
  • 5
    В 1498 г. великий князь Иван III использовал ее как символ власти при возведении на княжеский престол своего внука – княжича Дмитрия.
  • 6
    Название царского венца связывают с легендой о даре византийским императором Константином Мономахом царских регалий (среди которых был и венец) своему внуку великому киевскому князю Владимиру Мономаху. Именно поэтому венец стал называться в честь императора – Шапка Мономаха. Уже от князя Владимира венец перешел к его наследникам - московским князьям. И в глазах современников, московские правители по праву унаследовали от Византии царский титул.
  • 7
    Церемония венчания на царство Ивана IV в 1547 году и роль в ней Шапки Мономаха были подробно описаны в «Чине венчания на царство». В этот документ автор включил легенду о дарах византийского императора.
  • 8
    Позже сам Иван Грозный в завещании благословлял своего сына на царство именно Шапкой Мономаха.
  • 9
    Шапка Мономаха участвовала во всех церемониях венчания на царство: с первой до последней - в 1682 г.
  • 10
    После провозглашения Петром I России империей государей короновали императорской короной, а сама церемония называлась коронация. В XVIII – XIX веках Шапка Мономаха принимала участие в погребальных церемониях русских монархов.
ФГБУК «Государственный историко-культурный
музей-заповедник «Московский Кремль»
103132 Россия, Москва, Кремль