Памятники Кремля
Теремной дворец
  • 1
    Теремной дворец был построен для первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича в 1635-1636 годах. Он стал первым жилым царским дворцом, выстроенным в камне. До этого царская семья жила в деревянных палатах.
  • 2
    Дворец строили «каменных дел подмастерья» Антип Константинов, Трефил Шарутин и Бажен Огурцов, потому что каменных дел мастера - иностранного архитектора – в то время в Москве вообще не было. Эти русские зодчие были лучшими в свое время.
  • 3
    Архитекторы Антип Константинов и Трефил Шарутин, строившие Теремной дворец, вошли в историю еще и как создатели первого напорного водопровода, выстроенного в Кремле в 1631 году для подачи воды в царскую поварню.
  • 4
    Царь Михаил Федорович заказал дворец для своих сыновей Алексея и Ивана, об этом говорит сохранившаяся памятная доска. Но потом его решение изменилось: дворец он использовал сам.
  • 5
    Теремной дворец – пятиэтажное здание. Верхний этаж сделан в форме каменного теремка с высокой крышей, поэтому дворец получил название «Теремной». Верхний теремок служил детской, в нем играли сыновья царя Михаила Федоровича.
  • 6
    Парадный 4 этаж дворца имеет анфиладу из 4 комнат, но в отличие от европейских анфилад все двери смещены, так что из первой комнаты нельзя заглянуть в последнюю. Каждый из приглашенных во дворец видел только то, что ему было положено по чину.
  • 7
    В Переднюю палату дворца царь входил рано утром, здесь его уже ждали бояре. Тут объявляли о царских наградах, опалах, назначениях на должности. Иногда в этой палате принимали иностранных послов.
  • 8
    Сын Михаила Федоровича царь Алексей Михайлович обычно работал днем в Государевой комнате за письменным столом. Здесь он рассматривал прошения, подписывал указы. Особой честью для бояр было попасть сюда на неофициальный обед, куда приглашали всего 6 – 7 гостей.
  • 9
    Окно с фигурным козырьком на фасаде Теремного дворца, по легенде, называлось «челобитным», так как из него якобы спускали ящик для сбора жалоб населения. Такой ящик, прозванный долгим, действительно был установлен царем Алексеем Михайловичем, но не в Кремле, а в Коломенском.
  • 10
    Оригинальные интерьеры дворца были утрачены, и их восстановлением занялись в 1836 году. Стены были расписаны по эскизам художника Ф.Г. Солнцева. Изразцовые печи и мебель изготовлены по образцам XVII века. Окна дворца восстановили с использованием подлинных кусочков стекла розового цвета. В середине XIX века Теремной дворец вошел в комплекс зданий Большого Кремлевского дворца.
Царь-пушка
  • 1
    Самое известное орудие в Московском Кремле, Царь-пушка, была отлита в 1586 г. мастером Андреем Чоховым.
  • 2
    Свое название Царь-пушка получила по изображению на стволе царя, по чьему повелению ее отлили - Федора Ивановича, сына Ивана Грозного.
  • 3
    Орудие весит почти 40 тонн.
  • 4
    По строению ствола, масштабам и пропорциям Царь-пушка относится к типу орудий, называемому бомбардами.
  • 5
    В XIX в. Царь-пушку называли «Дробовик Российский», что говорит о возможности стрельбы из нее дробом – небольшими камнями.
  • 6
    Первоначально пушка была установлена у Лобного места, в XVIII веке перенесена на территорию Кремля и расположена недалеко от Спасской башни.
  • 7
    В XIX в. Царь-пушка находилась рядом со старым зданием Оружейной палаты, сейчас на этом месте стоит Государственный Кремлевский дворец.
  • 8
    Сегодня Царь-пушку можно увидеть на Ивановской площади недалеко от Царь-колокола.
  • 9
    Чугунный лафет, на котором покоится Царь-пушка, весит 15 тонн. Его украшают изображения львов – символов силы. Спроектировал лафет брат знаменитого художника Карла Брюллова – Александр.
  • 10
    Царь-пушка вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самое большое дульнозарядное орудие в мире. Ее калибр 890 мм.
Царь-колокол
  • 1
    В Московском Кремле находится самый тяжелый колокол в мире – Царь-колокол. На его отливку пошло 202 тонны бронзы. Это вес примерно 40 индийских слонов. Он никогда не звонил.
  • 2
    Царь-колокол был отлит по указу императрицы Анны Иоанновны. Он был перелит из колокола царя Алексея Михайловича. В память об этом с одной стороны его украшает изображение Анны Иоанновн, а с другой – Алексея Михайловича.
  • 3
    Под изображением императрицы Анны Иоанновны на Царь-колоколе помещена надпись с именами мастеров, отливших его - Ивана Федоровича Моторина и сына его Михаила Моторина.
  • 4
    В надписях на одной из сторон Царь-колокола и на памятной доске на постаменте есть дата 1733 год. Однако согласно архивным документам, Царь-колокол был отлит в ночь на 25 ноября 1735 г. Заливка расплавленного металла в форму заняла 1 час 12 минут.
  • 5
    Отливка Царь-колокола проводилась на Ивановской площади Кремля, для чего там была сооружена литейная яма (в 20 м от того места, где сейчас он стоит), диаметром и глубиной в 10 м. Яма была укреплена дубовым срубом и облицована кирпичом. Её окружали 4 печи для плавки металла и защищало от непогоды деревянное строение сверху.
  • 6
    Царь-колокол повредился, еще находясь в литейной яме. В 1737 году в Москве случился страшный Троицкий пожар, в котором пострадал и Царь-колокол: от него отвалился кусок.
  • 7
    В конце XVIII в. литейную яму превратили в музей под открытым небом, огородили перилами и устроили лестницу для спуска вниз. Звонари Московского Кремля водили любознательных посетителей к Царь-колоколу.
  • 8
    После пожара 1737 года Царь-колокол пробыл в литейной яме еще 99 лет. В 1836 г. он был поднят и перемещен на специально сооруженный постамент. Работами руководил архитектор Огюст Монферран, создатель Исаакиевского собора в Петербурге.
  • 9
    Подъём Царь-колокола занял 42 минуты 33 секунды. В работах по подъёму и перемещению колокола приняли участие 500 человек «нижних чинов» Бородинского егерского полка.
  • 10
    В годы Великой Отечественной войны под Царь-колоколом находился резервный узел связи. А во время знаменитого парада 7 ноября 1941 года – центр связи и оперативный штаб.
Патриаршие палаты
  • 1
    Крестовая палата стала прообразом некоторых монастырских трапезных: в Троице-Сергиевой лавре, Солодчинском монастыре, архиерейские палаты в Ростове Великом и т.д.
  • 2
    На момент постройки (сер XVII века) Крестовая палата была второй по размеру в Московском Кремле, уступая лишь Грановитой палате.
  • 3
    Изначально, Патриаршие палаты были вдвое больше своего современного объема. Каменные строения, часть которых не дошла до наших дней, дополнялись деревянными или «брусяными» хоромами. Именно в «брусяных» хоромах и находились жилые покои патриархов.
  • 4
    Патриарх Никон, заказчик Патриарших палат, не увидел их в законченном виде. Он оставил кафедру в то время, когда еще шли внутренние работы.
  • 5
    Самый большой из домовых храмов патриарха – храм Двенадцати апостолов изначально должен был быть освящен в честь Святой Троицы. После того, как патриарх Никон оставил кафедру, работы в храме прекратились. Возобновились они только при патриархе Иоакиме в конце XVII века. В 1681 году храм был освящен по инициативе патриарха Иоакима не в честь Святой Троицы, а в честь Двенадцати апостолов. До недавнего времени он был единственным храмом в Москве, освященным в честь двенадцати апостолов.
  • 6
    Во время суда над патриархом Никоном его враги ставили ему в вину то, что его палаты и домовый храм Двенадцати апостолов выше Успенского собора.
  • 7
    Восточная часть Патриарших палат стоит на месте боярского двора Бориса Годунова.
  • 8
    На крыше Патриарших палат в конце XVII века был устроен сад.
  • 9
    В XIX веке в Патриарших палатах действовала Синодальная библиотека и музей, в котором выставлялись предметы патриаршей ризницы.
  • 10
    Решение о первой в истории России коронации (коронация Екатерины I) принималось в Крестовой палате Патриаршего дворца.
Пушки
  • 1
    В России была традиция давать имена самым большим и грозным орудиям, часто по изображениям на стволе. В собрании орудий Московского Кремля есть пушки «Волк», «Лев», «Василиск», «Перс», «Троил».
  • 2
    В Кремле помимо Царь-пушки находятся еще два орудия работы Андрея Чохова, созданные в 1590 г., - «Троил» и «Аспид».
  • 3
    Самое длинное дульнозарядное орудие в России, а возможно, и в мире – пушка «Единорог». Длина ее ствола 756 см, вес почти 13 тонн. Она была отлита в 1670 г. мастером Мартьяном Осиповым. Сегодня пушка находится у здания кремлевского Арсенала.
  • 4
    Царь-пушка и пушка «Единорог» помещены на парные чугунные лафеты, изображения на них соответствуют названию пушки. Лафеты сделаны в Петербурге в 1835 г. по проекту архитектора Александра Брюллова, брата знаменитого художника Карла Брюллова.
  • 5
    На пушке Единорог, помимо надписи об отливке в правление царя Алексея Михайловича, есть загадочная фраза: "Единорог яблоко держит, пушка ядро пустит, яблоко ядром умертви и Ирода супостата победи". Вероятно, это заговор "на победу".
  • 6
    У стен кремлевского Арсенала находится уникальное собрание трофейных орудий армии Наполеона Бонапарта. В 1812-13 гг. было собрано 875 пушек и гаубиц, в настоящее время собрание насчитывает 754 трофейных ствола.
  • 7
    Помимо французских пушек, в состав трофейной артиллерии входят австрийские, прусские, итальянские, польские, голландские, испанские орудия. Армию Наполеона называли «армией двунадесяти языков».
  • 8
    В 2012 г. на Ивановской площади Кремля был сооружен постамент, на котором разместили 14 русских пушек XVII - нач. XVIII вв. Одну из них отлил ее в 1701 г. мастер Иван Моторин создатель Царь-колокола.
  • 9
    Среди орудий Московского Кремля есть пушки, гаубицы и мортиры. Пушки предназначаются для стрельбы по прямой (настильной траектории), мортиры - для стрельбы "навесом", через преграду (по навесной траектории). Гаубицы также предназначены для стрельбы «навесом», но траектория стрельбы более пологая, чем у мортир.
  • 10
    Слово "мортира" обычно переводят как "ступка", что хорошо отражает ее внешний вид. В старину на Руси мортиры называли можжирами, а также верховыми пушками.
Здания приказов
  • 1
    В ХVI веке управление государством усложнилось. Для разросшегося административного аппарата потребовались специальные здания для его размещения. При Иване Грозном на боярских дворах в Кремле стали ставить «дьячи избы». Постепенно сформировались приказы: Посольский, Разрядный, Поместный, Стрелецкий, Разбойный, Ямской и прочие.
  • 2
    Для строительства Приказов было отведен участок к востоку от Архангельского собора. Некогда он принадлежал младшему сыну Ивана Калиты. Во второй половине ХV века он перешел в государево владение. До 1564-1565 годов все здания приказов оставались деревянными.
  • 3
    В 1565 году для Посольского приказа, как наиболее представительного государственного учреждения, было построено особое каменное сооружение. Оно стояло с северо-восточной стороны Архангельского собора напротив колокольни Иван Великий.
  • 4
    Фасад Посольского приказа напоминал итальянские дворцы ХVI века. Нижний этаж опоясывала открытая галерея-лоджия, окруженная аркадой. Здание было оформлено в стиле итальянского Ренессанса: цветочными розетками, лентами-гирляндами, витыми колоннами. Посольский Приказ был едва ли не самым пышным кремлевским сооружением этого времени.
  • 5
    При царе Федоре Ивановиче в 1590-1591 годах началось строительство в камне и других Приказов. Для Приказов с южной стороны Ивановской площади было выстроено большое П-образное каменное двухэтажное здание под общей крышей. Со зданием Посольского приказа их связывали общие итальянские архитектурные мотивы.
  • 6
    К концу 60-х годов ХVII века старые Приказы сильно обветшали. Поэтому часть Приказов была размещена в других постройках Кремля и за его пределами.
  • 7
    В 1675 году царь Алексей Михайлович повелел строить вместо устаревших новое здание для Приказов по чертежу, присланному из Посольского Приказа. Причем было указано, что последний должен быть сооружен в числе первых. Начатое им строительство было продолжено уже при его сыне - царе Федоре Алексеевиче.
  • 8
    К 1680 году было выстроено 7 зданий с 28-ю палатами. Судя по сохранившемуся изображению этого сооружения на панораме Кремля начала ХVIII века оно состояло из отдельных разновеликих зданий, каждое из которых имело обособленную крышу.
  • 9
    Посольский приказ отличался наиболее нарядным фасадом. В 1702 г. Посольский приказ пострадал от пожара и был восстановлен по чертежам архитектора Г.Устинова. Судя по чертежу, его фасады завершались балюстрадой, за которой возвышался бельведер, увенчанный декоративной надстройкой с украшением в виде двуглавого орла, глобуса над ним и макетов двух пушек, установленных по бокам. Этот чертеж представляет интерес как один из наиболее ранних архитектурных чертежей, выполненных в масштабе.
  • 10
    В начале 70-х годов XVIII века для строительства нового Кремлевского дворца по проекту В.И. Баженова весь комплекс зданий Приказов был разобран. Работами по разборке старого строения руководил архитектор М.Ф. Казаков.
ФГБУК «Государственный историко-культурный
музей-заповедник «Московский Кремль»
103132 Россия, Москва, Кремль