Архитекторы, художники, ученые
Федор Солнцев
Художник, реставратор, археолог
(годы жизни 1801 – 1892)
  • 1
    Родился в Ярославской губернии в семье крепостных крестьян. Получил свободу в 14 лет. Жил при 4 императорах.
  • 2
    Учился в Академии художеств по классу «портретная живопись». За выпускную работу «Крестьянское семейство за обедом» получил Малую золотую медаль, звание художника и оставлен в Академии пенсионером.
  • 3
    После окончания Академии отправлен продолжить обучение, но не в Европу, согласно традиции, а в Китай. Отказался ехать, вынужден был покинуть Академию.
  • 4
    В 1830-50-е годы по заданию президента Академии художеств А.Н. Оленина объездил множество российских городов, монастырей и церквей для занятия художественной археологией***: подробной зарисовки памятников.
  • 5
    По поручению императора Николая I занимался реставрацией Теремного дворца: готовил рисунки для восстановления теремов. Рисовал архитектурные детали - крыльцо Теремного дворца и Царицыной палаты, окна дворца, фрагменты резьбы.
  • 6
    Создал коллекцию из 1500 рисунков «Древности Российского государства». В ней -зарисовки архитектурных памятников и икон Кремля; предметов из собрания Оружейной палаты, созданных до конца XVII века: тронов, царских венцов, работ русских и европейских ювелиров, вооружения, экипажей и конского убранства, книг. Рисовал вещи, которые не сохранились до сегодняшнего дня.
  • 7
    Так искусно изобразил золотые колты и бармы из знаменитого Рязанского клада, что один из гостей принял рисунок за настоящий предмет и пытался сдвинуть его с места.
  • 8
    Занимался оформлением интерьеров Большого Кремлевского дворца. Выполнил эскизы для паркетов, дверей, ковров, гипсовых барельефов, для дворцового сервиза, светильников и каминов.
  • 9
    Стоял у истоков неорусского стиля. В нем выдержаны архитектурный декор, фасады и внутреннее убранство Большого Кремлевского дворца. Ювелирные фирмы XIX столетия использовали рисунки Солнцева для изготовления своих произведений.
  • 10
    За всю жизнь сделал свыше пяти тысяч рисунков. Основная коллекция находится в Музеях Московского Кремля, часть - за рубежом в Нью-Йоркской Публичной библиотеке. Был огражден многими орденами – дважды святой Анны и святого Владимира, святого Станислава.
*** В первой половине XIX века археология понималась более широко, чем сейчас: не только раскопки, а любое занятие древностями, включая древние письменные источники. Солнцев занимался художественной археологией: изображал, копировал предметы на листе, во множестве проекций, в деталях, с прорисовками древних витиеватых надписей вязью.
Константин Тон
Архитектор
(годы жизни 1794 – 1881)
  • 1
    Константин Андреевич Тон родился 26 октября (по старому стилю) 1794 года в семье петербургского ювелира — «цехового мастера золотых дел» — Андрея Тона.
  • 2
    Имел двух братьев: старший — Александр стал профессором петербургской Академии художеств, младший — Андрей - профессором Харьковского университета.
  • 3
    Воспитанник императорской Академии художеств, где обучался с 1803 по 1815 год. За годы учебы получил 5 золотых и 1 серебряную медали.
  • 4
    Среди его учителей были архитекторы А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин, Ж.Ф. Тома де Томон. По окончании учебы получил аттестат 1-й степени и оставлен при Академии.
  • 5
    В 1819 году за счет Кабинета Его императорского величества отправлен для дальнейшего обучения за границу, в Италию и Францию, откуда вернулся в 1828 году.
  • 6
    В 1830 году за ряд представленных им проектов ему присуждено звание академика и поручена должность профессора Академии художеств.
  • 7
    Его постройки в северной столице: пристань со сфинксами перед зданием Академии художеств, церкви св. Екатерины в Санкт-Петербурге и Царском Селе и др.
  • 8
    В Москве по его проектам построены: храм Христа Спасителя, Николаевский (ныне Ленинградский) вокзал, колокольня Симонова монастыря, здания военной богадельни в Измайлово и др.
  • 9
    В Московском Кремле им спроектированы: Большой Кремлевский дворец, здание Оружейной палаты, крыльцо при колокольне Иван Великий и звонницах и др.
  • 10
    В 1854 году был назначен ректором Академии художеств по части архитектуры. Скончался в Санкт-Петербурге 25 января 1881 года в возрасте 86 лет.
Карл Росси
Архитектор
(годы жизни 1775 – 1849)
  • 1
    Родился в Венеции в семье дворянина Антонио Доменико де Росси. При рождении получил имя — Карло Антонио.
  • 2
    Мать Гертруда Росси — немка по национальности — была знаменитой танцовщицей.
  • 3
    В юные годы жил в Неаполе, а затем в Париже. В возрасте десяти лет вместе с матерью и отчимом — артистом балета Шарлем Феликсом Ле Пиком — приехал в Россию.
  • 4
    Художественное образование получил у архитектора Винченцо Бренна. Находился при учителе во время его работы в Павловске и Гатчине. Принимал участие в строительстве Михайловского замка.
  • 5
    В 1802-1805 годах проходил обучение в Париже за счет средств Кабинета Его императорского величества. После возвращения получает звание архитектора.
  • 6
    В Москве в 1807-1808 годах им был спроектирован деревянный Арбатский театр, выстроенный в виде греческого периптера. Театр сгорел в московском пожаре 1812 года.
  • 7
    В Московском Кремле по его проекту была построена церковь святой Екатерины Вознесенского монастыря, выполненная в готическом стиле. В XX столетии эта церковь была уничтожена.
  • 8
    После возвращения в Петербург исполняет в 1817 году проект серебряного паникадила для Успенского собора Московского Кремля, взамен утраченного в 1812 году.
  • 9
    В Петербурге по его проектам были воздвигнуты величественные ансамбли Дворцовой и Сенатской площадей, Александринского театра, Михайловского дворца и др.
  • 10
    В 1832 году Росси по состоянию здоровья выходит в отставку. Скончался он в Санкт-Петербурге в возрасте 73 лет.
Французские архитекторы в России в 18-20 веках.
  • 1
    Французский архитектор Жан Батист Александр Леблон приехал в Россию по приглашению Петра I в 1716 году и был назначен генеральным архитектором новой столицы. Леблон создал «идеальный» план города и придумал «типовые» одинаковые проекты домов. Хотя его проект так и не был полностью осуществлён, он повлиял на застройку города.
  • 2
    В 17-18 веках Франция была главным центром развития садово-пакового искусства. В Париже и в Версале получили распространение парки с геометрически правильной и симметричной планировкой аллей и дорожек. Такой тип парка стали называть «французским» по всему миру. Жан-Батист Леблон привез эту традицию в Петербург. Именно на французский манер был устроен главный парк Петербурга – Летний сад.
  • 3
    Жан Батист Леблон создал в Петербурге мастерские, в которых работали рядом французские и русские мастера каменщики и литейщики. Он разработал чертежи для главной загородной резиденции Петра I – Петергофа. Жаль, что проработать в России Леблону удалось лишь 3 года, он скончался от оспы в 1719 году.
  • 4
    Француз Жан Батист Мишель Валлен-Деламот был придворным архитектором императрицы Екатерины II, он приехал в Россию в 1756 году и стал основоположником стиля классицизм в русской архитектуре.
  • 5
    Валлен-Деламот приехал в Петербург, чтобы построить здание Академии художеств, где учились в будущем все знаменитые художники, скульпторы и архитекторы России. Здание получилось удивительное: квадратное в плане с идеальным круглым внутренним двором в середине.
  • 6
    Второй знаменитый проект архитектора Валлен-Деламота в Петербурге – это монументальный фасад острова Новая Голландия. На острове занимались кораблестроительными работами, а попасть туда можно было, проплыв под гигантской триумфальной аркой, спроектированной Валлен-Деламотом.
  • 7
    В 1799 году в Россию приехал французский архитектор Жан Франсуа Тома де Томон, который при императоре Александре I реализовал один из самых грандиозных архитектурных ансамблей Петербурга – здание Биржи на Васильевском острове. Здание окружено огромными дорическими колоннами, которые должны были напоминать об древнегреческих храмах: храме Зевса в Пестуме и о Парфеноне в Афинах.
  • 8
    В 1858 году после 50 лет работ было завершено строительство Исаакиевского собора в Петербурге. Его главным архитектором был француз Огюст Монферран. Исаакиевский собор мог соперничать с собором Святого Петра в Риме и Святого Павла в Лондоне. Главным его новшеством стал купол, сложенный не из кирпича, а из металлоконструкций.
  • 9
    В 1836 году Огюста Монферрана пригласили в Москву, где в Кремле почти сотню лет в литейной яме лежал расколовшийся во время пожара 1737 годв Царь-колокол. Монферран разработал проект подъема колокола, благодаря ему сегодня мы все можем видеть этого гиганта весом 202 тонны на Ивановской площади в Кремле.
  • 10
    Ле Корбюзье – бесспорно был родоначальником модернистской архитектуры XX века. Он приезжал в Москву и участвовал в нескольких советских архитектурных конкурсах. Один из проектов Ле Корбюзье все-таки был принят к исполнению и на него и сегодня можно полюбоваться, это Дом Центрсоюза (Наркомлегпрома), достроенное к 1936 году. Эта постройка – один из первых в истории архитектуры офисных центров с витражным остеклением, огромными лестницами и пандусами, сложной системой кондиционирования помещений.
ФГБУК «Государственный историко-культурный
музей-заповедник «Московский Кремль»
103132 Россия, Москва, Кремль